Как выбрать консистентные смазки в зависимости от условий эксплуатации
Описание
Консистентные смазки используются преимущественно в подшипниковых узлах, редукторах и шарнирных соединениях. Производят их на основе базовых масел с добавлением загустителей.
Виды и область применения:
- С загустителем (литий, кальций, алюминий, полимочевина). Литиевые смазки – литолы популярны благодаря невысокой стоимости, водостойкости, вибро- и термоустойчивости.
- Силиконовая образует защитную пленку, не портит поверхность, поэтому применяется для уплотнений.
- Графитная. На основе загущенного кальциевым мылом нефтяного масла с добавлением твердых частиц (графит, тефлон), термостабильна. Применяется для автомобильных рессор, велосипедных цепей и дверных петель.
Базовые показатели качества пластичной смазки:
- Проникающая способность – густота – определяется по шкале NLGI (от 000 – жидкость до 6 – очень твердая среда).
- Температура каплепадения – характеризует переход смазки в жидкую фазу и начало разрушения структуры.
- Маслоотделение (нет или минимальное).
- Водостойкость – нерастворимость в воде и защита от коррозии.
Как подобрать правильную смазку
Критерий выбора – целевое назначение смазки: консервация, уплотнение или антифрикционное действие. В первых двух случаях особых требований к выбору нет. Подойдет солидол или литол. Если смазка используется в нагруженных узлах, то необходим тщательный подбор с анализом условий работы механизма.
Параметры выбора консистентной смазки:
- Рабочая температура. В обычных условиях применимы смазочные материалы на минеральной основе.
- При низких температурах (до -70 °C) используются силиконовые смазки,
- При сверхвысоких (свыше 230 °C) – пасты.
- Скоростной режим. Чем выше скорость вращения, тем ниже вязкость:
- при 750 об/мин – 460 сСт,
- при 3000 об/мин – 100 сСт.
Невыполнение этих соотношений приведет или к износу подшипника или к повышению внутренних напряжений и вероятному заклиниванию. Для высокоскоростных подшипников подходит синтетическая смазка.
- Агрессивная среда. Наличие неблагоприятных условий работы (пыль, растворители, пар) требует применения специальных устойчивых смазок.
- Нагрузка. В тяжело нагруженных упорных, а также подшипниках скольжения смазка выдавливается из узла. В таких случаях используются покрытия с твердыми антифрикционными составляющими (графит, тефлон, молибден).
Практические советы
При замене смазки в подшипниковых узлах полностью очистить поверхность от предыдущего покрытия невозможно. Новый состав должен быть совместимым со старым. Смешивать можно материалы на основе парафина или церезина, а силикагель или полимочевина ни с чем не совместимы.
Нельзя полностью заполнять подшипник смазкой. Тихоходные (до 1500 об/мин) набивают на 2/3, а скоростные – на 1/3 объема. Пасты в малых количествах наносят прямо на дорожку качения, а излишки, обнаруженные при проворачивании колец, удаляют.
На сайте Интер Оил представлен ряд консистентных смазок от ведущего производителя – компании Total. Безопасные биоразлагаемые смазки; с литиево-кальциевым мылом MULTIS для работы при низких температурах или термостойкие COPAL на алюминиевом комплексе; водостойкие CERAN с комплексом сульфоната кальция. Это далеко не полный перечень предлагаемой продукции. На сайте можно заказать обратный звонок и наши менеджеры подберут оптимальный вариант.