Назначение и классификация пластичных смазок

By in
7955
Назначение и классификация пластичных смазок

Сгущенные по особой технологии жидкие масла называются пластичными смазками. Они предназначены для уменьшения трения деталей, что позволяет увеличить срок эксплуатации механизмов, избежать заклинивания, и продления срока службы деталей. Также предотвращают заклинивание механизмов, задирание трущихся поверхностей и предотвращают их перегрев. Использование любых смазочных материалов уменьшает энергозатраты и помогает избежать потерь мощностей движущихся механизмов. Длительность срока службы масла определяется накоплением в нем опасных примесей и старения.

Область применения

Консистентные смазкиКонсистентные смазки используются для смазки подшипников, шарниров, винтовых и цепных механизмов машин и в качестве уплотнителя или консерватора в некоторых других областях, например, могут быть использованы антифрикционные смазки.

Пластичные смазки выигрывают в сравнении с другими более длительным сроком службы в работе, что позволяет снизить затраты по замене масла.

Из недостатков можно отметить невозможность вывода отработки.

 

Пластические смазки отличаются по своим свойствам:

  • противоизносные:
  • антикоррозийные:
  • антифрикционные:
  • защитные;
  • адгезионные.

Для улучшения свойств смазочных материалов используются добавки – графит и дисульфит молибдена.

Виды консистентных смазок:

  • солидолы – наиболее распространенный вид смазки, выдерживают нагревание до 60-80 °С;
  • натриевые – до 110 °С;
  • литиевые и комплексные кальциевые – имеют самый высокий показатель и пригодны при нагревании до 120-140 °С;
  • углеводородные смазки (сгущаются путем добавления парафина и церезина) – всего лишь до 65 °С..

Литиевые пластичные смазки получили самое широкое применения за счет своих высоких эксплуатационных свойств. Их можно назвать идеальными.

Свойства пластичных смазок

  • Физическая стабильность (стабильность температур окружающей среды) – является определяющим фактором сохранения смазками их физико-химических свойств.
  • Механическая стабильность – это способность сохранять или восстанавливать свои свойства после деформации. Изменение свойств пластичных смазок зависит от длительности и интенсивности воздействия на них.
  • Прочность – определяется потерями при трении рабочих поверхностей. То есть смазка не должна вытекать или сбрасываться из узлов трения движущихся деталей.
  • Вязкость смазки зависит от скорости деформации. С увеличением деформации вязкость снижается, тем самым уменьшая энергопотери.
  • Смазочная способность – обладает защитными и герметическими свойствами.

Консистентные смазки классифицируются по типам загустителя, которые дают смазкам различную консистенцию, и по области применения. Самыми распространенными являются мыльные пластические смазки, сгущенные путем добавления одного из мыл высших жирных кислот: литиевое, натриевое или кальциевое.

Классификация индустриальных смазок

Классификация индустриальных смазок

1 По составу базового масла:

    • минеральные – полученные в результате нефтепереработки;
    • синтетические – полученные путем синтеза органических и неорганических материалов;
    • полусинтетические – синтез минерального и синтетического масел.

2. По назначению:

  • антифрикционные – уменьшают износ и трение рабочих поверхностей;
  • консервационные – предотвращают коррозию. Используются при хранении деталей;
  • уплотнительные – герметизируют зазоры в различных соединениях;
  • канатные – предотвращают коррозию и повреждение стальных канатов.

3. По консистенции:

  • твердые – изначально суспензия, которая после затвердения приобретает низкие показатели сухого трения. В основном используется в тормозных колодках.
  • пластичные – используется для уменьшения износа и трения скользящих узлов. Обладает свойством каплепадения при нагрузке и застывания после отмены нагрузки.

4. По составу:

  • органические,
  • неорганические,
  • мыльные,
  • углеводородные.

При замене смазочных материалов нужно внимательно отнестись к вопросу совместимости или не совместимости масел. Так как предыдущий состав удалить до конца не представляется возможным, необходимо учитывать совместимость новой и старой смазки, во избежание негативного воздействия на надежность рабочего узла или поверхности.