Сгущенные по особой технологии жидкие масла называются пластичными смазками. Они предназначены для уменьшения трения деталей, что позволяет увеличить срок эксплуатации механизмов, избежать заклинивания, и продления срока службы деталей. Также предотвращают заклинивание механизмов, задирание трущихся поверхностей и предотвращают их перегрев. Использование любых смазочных материалов уменьшает энергозатраты и помогает избежать потерь мощностей движущихся механизмов. Длительность срока службы масла определяется накоплением в нем опасных примесей и старения.
Область применения
Консистентные смазки используются для смазки подшипников, шарниров, винтовых и цепных механизмов машин и в качестве уплотнителя или консерватора в некоторых других областях, например, могут быть использованы антифрикционные смазки.
Пластичные смазки выигрывают в сравнении с другими более длительным сроком службы в работе, что позволяет снизить затраты по замене масла.
Из недостатков можно отметить невозможность вывода отработки.
Пластические смазки отличаются по своим свойствам:
- противоизносные:
- антикоррозийные:
- антифрикционные:
- защитные;
- адгезионные.
Для улучшения свойств смазочных материалов используются добавки – графит и дисульфит молибдена.
Виды консистентных смазок:
- солидолы – наиболее распространенный вид смазки, выдерживают нагревание до 60-80 °С;
- натриевые – до 110 °С;
- литиевые и комплексные кальциевые – имеют самый высокий показатель и пригодны при нагревании до 120-140 °С;
- углеводородные смазки (сгущаются путем добавления парафина и церезина) – всего лишь до 65 °С..
Литиевые пластичные смазки получили самое широкое применения за счет своих высоких эксплуатационных свойств. Их можно назвать идеальными.
Свойства пластичных смазок
- Физическая стабильность (стабильность температур окружающей среды) – является определяющим фактором сохранения смазками их физико-химических свойств.
- Механическая стабильность – это способность сохранять или восстанавливать свои свойства после деформации. Изменение свойств пластичных смазок зависит от длительности и интенсивности воздействия на них.
- Прочность – определяется потерями при трении рабочих поверхностей. То есть смазка не должна вытекать или сбрасываться из узлов трения движущихся деталей.
- Вязкость смазки зависит от скорости деформации. С увеличением деформации вязкость снижается, тем самым уменьшая энергопотери.
- Смазочная способность – обладает защитными и герметическими свойствами.
Консистентные смазки классифицируются по типам загустителя, которые дают смазкам различную консистенцию, и по области применения. Самыми распространенными являются мыльные пластические смазки, сгущенные путем добавления одного из мыл высших жирных кислот: литиевое, натриевое или кальциевое.
Классификация индустриальных смазок
1 По составу базового масла:
-
- минеральные – полученные в результате нефтепереработки;
- синтетические – полученные путем синтеза органических и неорганических материалов;
- полусинтетические – синтез минерального и синтетического масел.
2. По назначению:
- антифрикционные – уменьшают износ и трение рабочих поверхностей;
- консервационные – предотвращают коррозию. Используются при хранении деталей;
- уплотнительные – герметизируют зазоры в различных соединениях;
- канатные – предотвращают коррозию и повреждение стальных канатов.
3. По консистенции:
- твердые – изначально суспензия, которая после затвердения приобретает низкие показатели сухого трения. В основном используется в тормозных колодках.
- пластичные – используется для уменьшения износа и трения скользящих узлов. Обладает свойством каплепадения при нагрузке и застывания после отмены нагрузки.
4. По составу:
- органические,
- неорганические,
- мыльные,
- углеводородные.
При замене смазочных материалов нужно внимательно отнестись к вопросу совместимости или не совместимости масел. Так как предыдущий состав удалить до конца не представляется возможным, необходимо учитывать совместимость новой и старой смазки, во избежание негативного воздействия на надежность рабочего узла или поверхности.