Турбинные масла: специфика применения

Описание

К смазочным материалам для паровых турбин предъявляются особые требования, ведь им приходится «работать» в буквальном смысле слова в экстремальных условиях. Температура пара в таких турбинах достигает 560°С, давление – 130-240 атмосфер. Для того, чтобы справиться с задачей, турбинные масла производятся с присадками — ингибиторами окисления и антикоррозийными агентами, а также противозадирными и противоизносными средствами в небольших объемах.

Область применения смазочных материалов в паровых турбинах достаточно обширна:

  1. в подшипниках и коробках передач;
  2. для выполнения рассеивания тепла;
  3. в роли функциональных жидкостей в контурах управления и безопасности;
  4. чтобы предупреждать трение и износ ножек зубьев в коробках передач, а также в случае ударных ритмов работы.

В плане наличия физико-химических характеристик турбинные масла должны быть устойчивыми – сохранять свои свойства в процессе долговременного использования; гидролитически стабильными; обладать отличными противокоррозийными показателями и низкой степенью вспенивания; а также хорошо фильтроваться и не давать осадка в течение долго времени.

Требования к использованию электростанций и сетей в России обозначают допустимые параметры масла для паровых турбин, насосов электрических и турбинных. Так, число кислотное не должно превышать 0,3 мг КОН/г. После окисления согласно ГОСТу 981-75 оно не может быть выше 0,8 мг КОН/г, а доля массовая осадка – не более 0,15%.

К числу продуктов, соответствующих этим требованиям, можно отнести масла марок «Тоталь».

Как правило, в газовых турбинах и паровых используются особые минеральные парафиновые масла. Они защищают подшипники валов турбин и генераторов. И могут использоваться как гидравлическая жидкость для систем управления и безопасности.Обязательно должны постоянно контролироваться противоржавейные характеристики масла. Если в двигателе и других устройствах появляется коррозия, в масло может быть введена специальная противоржавейная присадка.

Регенерация турбинных масел

Турбинные масла, загрязненные в процессе эксплуатации, могут очищаться с использованием физических и физико-химических методов.

При помощи физических методик из масла удаляются твердые частички, вода и отчасти вещества смолистого и коксообразного плана. Для этого используются гравитационные, центробежные, электрические, магнитные или вибрационные силы. Масла фильтруются, промываются с помощью воды, выпариваются и подвергаются вакуумной дистилляции.

Самый простой способ очистки турбинного масла – отстаивание. Оно может использоваться отдельно или в комплексе с другими методами. Однако этот метод позволяет удалять лишь крупные фракции и занимает много времени.

К физико-химическим способам очищения турбинных масел относят коагуляцию, адсорбцию и селективное растворение загрязнений.